Горьковская легковушка ГАЗ М-1 сменила на конвейере модель ГАЗ-А в 1936 году.
Ее основным отличием стал цельнометаллический кузов, в создании которого участвовала компания Ford, имеющая с Горьковским автозаводом договор о техническом сотрудничестве сроком на 10 лет.
Машина была построена на базе автомобиля Ford Model B, но от прототипа отличалась колесами и внешней облицовкой. Двигатель назывался тоже ГАЗ М1, будучи копией фордовского мотора. Американская машина имела восьмицилиндровый двигатель, горьковские автозаводцы остановились на четырехцилиндровом моторе. Причина такого выбора не в экономии, а гораздо проще : V-образный мотор с 8 цилиндрами был инженерам ГАЗа в то время «не по зубам».
Главный конструктор автозавода А. Липгарт вместе с его конструкторским отделом значительно доработали конструкцию машины, при этом был учтен опыт эксплуатации автомобиля в условиях отечественного бездорожья. Двигатель после модернизации повысил мощность с 40 до 50 л.с., количество рессор увеличилось с 2-х до 4-х, была усилена рама. Диаметр колес был увеличен, вместо спицованных они стали дисковыми штампованными. В результате проведенной модернизации машина стала прочнее и выносливее. Изменения коснулись и внешнего облика машины, она казалась более длинной и поэтому интересней. В то время ГАЗу было присвоено имя наркома иностранных дел В.Молотова, первая буква его фамилии попала в индекс модели автомашины, а единица означала номер модели по порядку.
Серийно «эмка» начала выпускаться 17 марта 1936 года, ее производство, в основном, было свернуто в 1941 г. Правда, из запаса «машинокомплектов» сборка ее продолжалась еще долго. Общее количество машин ГАЗ М-1 в Красной Армии летом 1941 г. составляло 10500 штук, всего эта машина была выпущена в 62888 экземплярах.
«Эмка» в первые два года войны была основным автомобилем комсостава Красной Армии. На свои колеса они намотали сотни тысяч километров разбитых военных дорог и просто бездорожья. Машина служила своим хозяевам с честью и славой.
Позже знаменитую «эмку» в качестве командирской машины сменили Форды (GP и GPW) и Виллисы (MA и MB).
До сих пор Газ М1 остаётся в строю. Машин конечно осталось мало, но при огромном желании найти и увидеть можно. Многие любители старины всячески наворачивают и тюненгуют эту модель по своим возможностям. Вот к примеру три фотографии Газ М1, как видите уже в современной обувке...