Предпосылки и реалии
Внешний облик «Москвича -412» с самого начала представлял собой переработку «408»,кузов которого был разработан в 1963 году. В начале 70-х по дорогам СССР уже во всю ездили элегантные « копейки» и «трешки» Волжского завода. Как вы догадываетесь, московская малолитражка со своим дизайном десятилетней давности в таких условиях стремительно теряла популярность.
Кроме того, еще в 1969 году объем экспорта «Москвичей» достиг 69% от общего объема производства, и снижение этого показателя негативно сказывалось на взаимоотношениях автозавода с государством, придерживающемся административно –командных принципов управления.
Отличным выходом из сложившейся ситуации было бы создание абсолютно новой машины(КБ завода уже вели работы по этому проекту), но руководство АЗЛК реально оценивало ситуацию.
В 60-е годы с целью увеличения производства легковых автомобилей в СССР до 700-800 тысяч машин в год, Совет министров принял постановление, в котором, помимо постройки ВАЗа и организации автомобильного производства в Ижевске, предусматривалась коренная реконструкция завода МЗМА позволяющая увеличить ежегодное производство « Москвичей» в 2-3 раза. В ходе реконструкции 1968-1971 годов рядом со старым был построен новый завод АЗЛК. Однако к моменту его ввода в действие новый автомобиль не успели закончить, и производственное оборудование закупали и устанавливали под выпуск «Москвича-412». Перестраивать новый завод в ближайшем будущем никто бы не разрешил, поэтому заводчанам пришлось в очередной раз модернизировать экстерьер, интерьер и второстепенные детали «Москвича-412». При этом, оставалась главным то, что любые изменения в «Москвиче» не должны затрагивать расположения основных узлов и агрегатов, размерности днища, крыши и дверей.
Разработка модернизированной машины с условным индексом «Москвич-412Н» проходила под руководством нового главного конструктора АЗЛК Игоря Константиновича Чарноцкого.
Косметическая операция
Как мы уже знаем, фронт работ дизайнеров-конструкторов с самого начала был ограничен условием: внешние обновления не должны затрагивать несущих элементов кузова. Конечно же можно было бы поменять только оформление передней и задней части машины, интерьер салона. Замена металлической облицовки радиатора на черную пластмассовую и незначительное изменения формы передних крыльев значительно изменило облик «Москвича». Современный вид машины так же достигался и за счет отказа от «плавников» на задних крыльях, что позволило совсем иначе оформить заднюю часть автомобиля, где фонари новой формы оказались внутри хромированной рамки на черном фоне. Пространство между этой рамкой и задним бампером функционально оправдали слева фонарь заднего хода, а справа декоративная табличка с указанием рабочего объема установленного двигателя. На задних крыльях появилась пластмассовая решетка, закрывающая вентиляционные отверстия, а на передних – шильдик Moskvitch-1500. Дверные ручки сделали утопленными, лаконичными по форме и безопасными. Надо отдать должное конструкторам, что этих минимальных изменений оказалось достаточно для того, чтобы подтянуть внешность машины к необходимому уровню, сделать ее более современной. Впрочем , сами дизайнеры понимали, что никакие косметические изменения не решат проблему морального устаревания модели.
Куда более заметной модернизации подвергся салон. На обновленной передней панели, переходящей, в некое подобие консоли, появилась совершенно новая комбинация приборов с круглыми циферблатами. Обновилась обшивка дверей; изменились сиденья, ставшие более эргономичными: передние обрели регулируемые по высоте подголовники и «анатомический» профиль сечения, а спинка заднего стала шире. Окончательный вариант модернизированного автомобиля, получивший по новому ГОСТу индекс «Москвич-2140», был готов в середине 1974 года и демонстрировался на юбилейной выставке «Автопром-74». Высокая степень унификации с «412-м» позволила осваивать производство в несколько этапов. Сначала, в октябре-ноябре 1975-го, с конвейера пошли машины с новыми задними крыльями , панелью задка и багажником, а в январе 1976-го обновились передние крылья, облицовка, капот, бамперы, панель приборов. Еще в течение месяца осваивали новые двери и сиденья. Потом последовали рулевая колонка, руль, переключатель света и сигнала поворота и в последнюю очередь обивка потолка.
В самом начале 80-х, «Москвич-2140» подвергся очередному рестайлингу, весьма, впрочем, незначительному. Сначала металлические с резиновыми накладками клыки бамперов уступили место монолитным полиуретановым (1977 год). Затем последовал целый ряд изменений: исчезла хромированная окантовка, обрамляющая облицовку радиатора с фарами, а вместе с ней и эмблема автозавода в виде щита – её заменил лаконичный знак с надписью «АЗЛК» или «AZLK». Так же пропало черное поле между задними фонарями и сократилось количество шильдиков – их сняли с передних крыльев и из-под заднего правого фонаря. В 1985 году углы бамперов начали делать из черного пластика. Слегка изменилась форма декоративной решётки на задних крыльях: ее боковые стороны стали слегка скругленными. Характерные для « 412-го» стояночные огни в верхней части задних стоек крыши вначале были заменены техническими заглушками, так называемыми « погонами». В 1987 году исчезли и они. С началом выпуска люксовой модификации, «Москвича- 2140SL» отказались и от форточек передних дверей, а разработанный для SL руль начали ставить на все «Москвичи». При этом никогда не существовало четкого разделения «сороковых» на модификации «до» и «после» рестайлинга. Изменения вводились в 1981-1984 годах и постепенно проявлялись на «Москвичах» в самых разных сочетаниях.
Изменения по существу
Все основные изменения конструкции автомобиля были так или иначе связаны с оптимизацией ремонта, обслуживания и с безопасностью. Во-вторых, в Европе предъявляли все более жесткие требования к безопасности машин - чтобы по-прежнему экспортировать свою продукцию за рубеж, АЗЛК следовало учитывать эти требования. (В декабре 1977 года на экспорт был отправлен миллионный сначала поставок за границу «Москвич»).
Двигатель «Москвича-412» выпускавшийся в Уфе, в 70-е и даже 80-е годы был еще вполне современным и обеспечивал достойную для тех лет динамику. Самым консервативным узлом остался карбюратор К-126Н Ленинградского карбюраторного завода, разработанный в 60-е годы. С 1976 года, часть «Москвичей-2140» оснащали адаптированным под уфимский двигатель карбюратором от «Жигулей» ДААЗ-2101-412. В начале 80-х на смену ему пришел ДААЗ-2140 из семейства карбюраторов «Озон» разработки НАМИ, аналог применявшихся с 1979 года на всех «Жигулях». Серию «Озон» рассчитывали с учетом ужесточившихся международных экологических нормативов.
Однако на всю производственную программу АЗЛК 75-сильных двигателей не хватало, так как выпуск «Москвичей» год от года увеличивали и в Ижевске, поэтому в Москве решили пока не отказываться от использования старого 50-сильного мотора, выпускавшегося для «Москвича-408». Такая эрзац-модель получила индекс 2138 и большим успехом у покупателей не пользовалась. Тем не менее, она позволила некоторое время поддерживать объемы выпуска новых автомобилей на должном уровне, но как только поставки новых агрегатов возросли, от ее производства отказались. Серьезным изменением в конструкции, по сравнению с «Москвичом-412» явилась модернизация тормозной системы. Передние тормоза стали дисковыми, их скобы имели по 2 пары рабочих цилиндров, подключенных к двум независимым контурам гидропривода. Кроме того важным новшеством в тормозной системе «Москвича-2140» был компактный и более надежный вакуумный усилитель тормозов, вместо гидровакуумного. Его сделали по лицензии английской фирмы Girling и внедрили уже в конце 1975 года на переходных машинах. Но производство этого узла в СССР освоили только в середине 1976-го, поэтому примерно полгода на конвейер поставляли усилители, изготовленные непосредственно самой фирмой Girling. Динамические качества «Москвича-2140» требовали применения на нем радиальных шин. Но в 70-е годы единственную в СССР модель 13-дюймовых шин ИЯ-170 (165/87R13)Ярославский шинный завод выпускал в таком количестве, что их едва хватало для производства «Жигулей» ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106. Только в 1980 году впервые в СССР наладили производство радиальных шин с металлокордом, часть из которых с 1982 года стала поступать на конвейер АЗЛК для комплектации « Москвича-2140». Достаточно любопытна на модернизированном «Москвиче» двух режимная система освещения. Днем стоп-сигналы и указатели светились более ярко, а ночью, во избежания ослепления водителей сзади идущих машин – слабее. Переход на «ночной» режим, осуществлялся автоматически при включении наружного освещения. Герметичная система охлаждения «Москвича-2140» была рассчитана на антифриз. Применение более современных подшипников и шарниров ходовой части существенно упростило техническое обслуживание «Москвичей». Если «восьмую» и «двенадцатую» модели требовалось смазывать каждые 4000 километров, производя при этом в общей сложности 5 операций на 1000 километров пробега, то «сороковой» требовал смазки один раз в 10 000 км, и на каждую тысячу из них в среднем приходилось полторы операции. Заводу не удалось освоить два узла, которые позволили бы вывести «Москвич-2140» на более современный уровень. Вместо коробки передач, созданной еще в 50-х, для» Москвича-407», были разработаны новые коробки – четырехступенчатая КП-9 и пятиступенчатая КП-10. Существовали опытные «Москвичи-2140» с пружинной задней подвеской. Которую можно было установить вместо рессорной, не при этом меняя днище кузова.
Начало конца
Первое время новый «Москвич» более или менее успешно конкурировал на внутреннем рынке с продукцией ВАЗа: неприхотливость и выносливость давали ему определенное преимущество перед «Жигулями», особенно в селах и малых городах. Но навязанная Министерством автомобильного транспорта и Госпланом гонка за «валом» (в 1980 году завод достиг собственного рекорда – 188 000 машин) сказалась на качестве сборки – оно сильно ухудшилось. Количество брака заводского брака стало среди автолюбителей стал притчей во языцех. В то же время постоянно ширился модельный ряд надежных и элегантных машин, произведенных в Тольятти. Нет ничего удивительного в том, что к середине восьмидесятых спрос на «Москвичи» начал падать даже в СССР, где традиционно ощущался дефицит легковых автомобилей. При сохранении в стране очередей на приобретение «Жигулей» и иных популярных отечественных автомобилей, Москвичи с 1984 года появились в столице в свободной продаже (для жителей Москвы и Подмосковья).
Но эти меры не помогли – Московский автозавод производил автомобилей больше, чем мог реализовать. Впрочем, выход нашли легко и быстро: «Москвичи» хлынули на государственную службу, в том числе в милицию и такси. Ситуация с качеством отчасти улучшилась лишь к 1988 году, после возвращения на завод в должности генерального директора В.П.Коломникова, добившегося существенного повышения качества «Москвичей» - уже в 1987-ом году на них вновь записывались в очередь даже жители Москвы Правда записаться на «Москвич» было намного проще чем, на «Жигули». Не лучше обстояли дела и на внешнем рынке. Зарубежные покупатели достаточно быстро разобрались в потребительских характеристиках нового «Москвича» -продукция АЗЛК стремительно теряла былую популярность. По некоторым данным , в начале 80-х объем годового экспорта снизился до 20 тысяч машин. Не спасло положение и появление «люксовой» версии автомобиля, созданной именно в надежде укрепить экспортные позиции.
Постепенно различные модификации «Москвича-2140» одна за другой снимались с производства. Так, «» перестали выпускать в конце 1981 года. К тому же отпускная цена «сорокового» была несколько выше, и заводу стало выгодно выпускать только его.
Производственной базовой модели «сорокового» было остановлено в 1988 году по личному распоряжению директора «с целью ускорения массового производства новой переднеприводной модели «Москвич-2141». Последний автомобиль модели «Москвич-2140» с номером шасси 818096 (цифра соответствовала общему количеству произведенных машин данной модификации) сошел с главного конвейера АЗЛК 8 июля 1988 года.
Комментарии