Рулевой.kz

  • Полный экран
  • Широкий экран
  • Узкий экран
  • Увеличенный шрифт
  • Стандартный шрифт
  • Уменьшенный шрифт



История автодорог: левая и правая сторона

По какой стороне дороги ездить правильнее, человечество не решило до сих пор. И хотя в пользу правостороннего движения свидетельствуют как археологические раскопки (такой порядок был принят уже в Римской империи), так и выбор большинства (68 процентов современных автолюбителей передвигаются именно по правой стороне), однозначного мнения на этот счет нет. 32 процента дорог в мире продолжают оставаться левосторонними.С первыми безлошадными экипажами, появившимися в конце XIX века, возникли и новые сложности. Только разобрались, по какой именно стороне дороги ехать, как вдруг нагрянула следующая проблема: слева или справа сидеть водителю?
Первые автомобили не имели рулевого колеса и управлялись рычагом, торчавшим из пола посередине. Чтобы сладить с ним, следовало прикладывать немалую силу, поэтому водитель располагался слева и рулил правой рукой. Первая «баранка» появилась в 1893-м на французском Panhard. Вращать рулевое колесо нужно было двумя руками. Первоначально водитель размещался ближе к краю дороги, при левостороннем движении - слева, при правостороннем - справа. Так лучше видно обочину, обгоняемые конные повозки и, кроме того, удобнее выходить из машины.
Однако поток безлошадных транспортных средств возрастал, и теперь водителю больше внимания надо было обращать на встречные и обгоняющие его машины. И первым автомобилем с левым рулем для правостороннего движения стал Ford Е 1908 года. В компании Генри Форда посчитали, что такое расположение рулевого колеса не только удобнее для управления, но и безопаснее для пассажиров, которым в противном случае пришлось бы высаживаться на проезжую часть и обходить машину. Правда, довольно долгое время предпринимались попытки поместить руль в центре, как на прототипах Panhard Dynamic, Tatra 77 и Land Rover Centre Steer. Тогда водитель сидел между двумя пассажирами. Но в этом случае он одинаково плохо видел и обочину, и встречную полосу.
Уже в 1920-м на большинстве автомобилей руль стоял со стороны встречного потока. Но вплоть до 1960-х итальянская Lancia выпускала праворульные автомобили для езды в горах - водителю нужно было отслеживать расстояние до края пропасти. А вот в США и Канаде почтовые машины до сих пор выпускаются с правым рулем. Это сделано для того, чтобы почтальон смог положить письмо в ящик, не выходя из авто.
Кстати, положение руля никак не влияет на порядок педалей автомобиля: во всех странах он закреплен формулой ABC - Accelerator Brake Clutch (газ-тормоз - сцепление). И только в первой половине XX века он мог выглядеть по-другому (например, сцепление - газ -тормоз). Порядок передач также не различается: и на лево-, и на праворульных моделях низшие ступени находятся слева. Фары везде регулируются так, чтобы свет направлялся немного в сторону обочины - это нужно для освещения пешеходов и во избежание ослепления встречных водителей. Местонахождение горловины бензобака от положения руля и особенностей движения не зависит. Это сделано для равномерного продвижения очередей на заправках.
В Швеции вплоть до 1967 года все машины были с левым рулем и двигались слева, что обуславливалось особенностями местных дорог - очень узких и с опасными обочинами. Однако это доставляло большие неудобства при поездках к к правосторонним" соседям - в Норвегию, Данию и Финляндию. Но шведы упорно не хотели ездить по правой стороне, и на референдуме 83 процента всенародно сказали нет попыткам изменить порядок движения. Но спустя восемь лет парламент вопреки воле народа все же принял решение о переходе на правосторонние стандарты. И 3 сентября 1967 года, в 04:50 по местному времени, столичные водители поехали по правой стороне. В других городах переход затянулся - необходимо было переоборудовать все перекрестки, нарисовать новую разметку и повесить дорожные знаки. Кстати, в первый же месяц после дорожной реформы аварийность в Швеции упала почти до нуля - просто водители очень боялись и ездили предельно осторожно.
Когда-то принадлежащий португальцам Мозамбик, напротив, сменил правый руль на левый, перейдя, таким образом, на стандарты приграничных государств. Тем же соседним странам, в которых принят разный порядок передвижения, приходится придумывать способы перехода с одной стороны на другую прямо на границе. Там, где трафик небольшой, обычно ограничиваются дорожной разметкой и знаками. Но в случае с крупными магистралями, как, например, между континентальным правосторонним Китаем и левосторонним анклавом Макао, приходится строить хитрые многоуровневые развязки. Причем, въезд в «левостороннюю» страну на праворульном автомобиле, и наоборот, не противоречит Венской конвенции о движении 1968 года. Правда, в Австралии модели с левым рулем запрещены. Исключение сделано только для раритетных авто, выпущенных до 1980 года. А в Новой Зеландии на автомобиль с «неправильным» рулем требуется на то специальное разрешение. Под ограничения не попадают только дипломаты и... исследователи Антарктики. Те и другие, как правило, используют импортные машины. В Камбодже («праворульной» на 80 процентов) в 2001 году официально запретили автомобили с левым расположением рулевого колеса.
В России почти весь Дальний Восток ездит на «праворульных» японских машинах по правой стороне - опять-таки сказывается соседство, И пока российскому правительству с этим фактом остается только мириться.

 

рекламный блок

Вы находитесь здесь: Автомобили История История автодорог: левая и правая сторона