Уже далеко не нова идея установки светодиодов на автотранспорт.
Все новые автомобили перестали комплектоваться лампочками во многих узлах, поменяв их на светодиоды. Остались только фары, и те выполнение не на обычных лампах, а на галогенных. Придет, возможно, время, что и фары будут светодиодными. Этот источник света чрезвычайно экономичен и долговечен. Они привлекают своей яркостью окружающих. А стоимость их производства позволяет устанавливать их на автомобили в огромном количестве. Светодиоды стали настолько яркими, что их можно использовать и для габаритов и для стоп-сигналов. Ну а за индикаторные свойства недооценить светодиоды невозможно. Их ставят практически везде, даже щиток приборов вашего автомобиля подсвечивается светодиодами.
А вот те, кто купил автомобиль до светодиодного бума, должны довольствоваться обычными лампами накаливания. Но ситуация эта не настолько критична.
Рассмотрим возможность сделать светодиодные огни на автомобиль своими руками и своими силами.
Производители светодиодов придумали для таких авто-владельцев различные конфигурации автомобильных лампочек на светодиодах. Но стоимость такого модинга влетит вам в копеечку. Стоимость таких лампочек на светодиодах начинается от отметки в 20 долларов. Я же предлагаю собрать такие лампочки самостоятельно. Учитывая то, что светодиоды в рознице относительно недорогие. А для того чтобы подключить его к бортовой сети достаточно добавить к нему резистор. Главная задача подобрать правильно этот резистор. А зачем скажите вы? Нужно подобрать светодиод на необходимое напряжение. Дело все в том, что светодиоды это полупроводниковые элементы такие же как и обычные выпрямительные диоды. Если подключить выпрямительный диод к аккумулятору то он просто взорвется от большого тока, тоже произойдет и со светодиодом. А для того чтобы светодиод работал в режиме и светился, для него необходимо установить номинальный рабочий ток. Для этого и необходим резистор.
Для того чтобы правильно выяснить ток светодиода необходимо знать его маркировку. В ней указан рабочий ток светодиода. Но могу вам сказать, что большинство однотипных светодиодов имеют одинаковый рабочий ток. И для большинства светодиодов малой яркости (до десятков или сотен мКд) рабочий ток одинаков и составляет 10 мА. Светодиоды средней мощности 1-8Кд. имеют ток 20 мА. И большой мощности, преимущественно белых и синих – 10-15Кд. ток составляет 30 мА, и т.д. Еще у светодиодов имеется такой параметр, как падение напряжения, он составляет от 2 до 3,5 вольт. На падение напряжения в большинстве случаев остается небольшим, и играет не столь важное значение в выборе номинала резистора.
Чтобы рассчитать номинальное сопротивление резистора для светодиода можно воспользоваться простой формулой. Но учтите, то, что напряжение бортовой сети не 12 вольт, а 14 вольт, а часто это значение может достигать и 15 вольт. Чтобы не сжечь светодиоды учитывайте номинал резисторов по максимальному напряжению бортовой сети. Вычитаем из напряжения бортовой сети падение напряжения на светодиоде и делим на его рабочий ток.
Так для большинства светодиодов малой мощности подойдут резисторы номиналом в 1-1,2 Ком., для средней мощности подойдут резисторы 470-580 Ом., а для большой мощности потребуются резисторы 330-380 Ом. Вот собственно и все, можно подпаивать светодиод на свое место через резистор. Для экономии резисторов можно пойти другим путем, включив резисторы по три штуки в последовательное подключение. Для этого падение напряжение складывается и считается как напряжение падения на одном светодиоде, а ток светодиода считается общим для всех и равняется току одного светодиода. Но такое включение нежелательное, так как есть вероятность выхода из строя всей цепи, если один из светодиодов окажется пробитым. Такая схема включения светодиодов применяется на светодиодных витринных лентах. Такие ленты автолюбители приловчились использовать для подсветки дна автомобиля. А когда компания AUDI придумала фирменные «горящие линии», авто-владельцы других марок приспособили эти ленты в качестве габаритов на фарах своих автомобилей.
Светодиодами легко можно заменить сигналы поворотов, и заднего хода, если применить в конструкции несколько штук светодиодов. Их можно легко разместить на макетной печатной плате, которая стоит копейки. А если вырезать из нее полоски, кружочки, фигурки, то можно предать автомобилю уникальную внешность.
В стоп-сигналах могут быть установлены лампочки с двумя спиралями. В таких «стопах» меняется яркость свечения. Чтобы добиться этого на светодиодах придется построить две схемы питания светодиода. Для каждого светодиода два резистора и два импульсных диода. Импульсные диоды очень маленькие и выполнены в стеклянных корпусах. Стоят импульсные диоды не дорого и продаются обычно пачками. В нашем случае диоды будут играть роль переключателя режимов день/ночь. Включение светодиодов заключается в том, что номинал резистора, которым будет подключен сигнал габарита к светодиоду, берется на 50% больше. А резистор для сигнала стоп берется на 200% больше номинального резистора. Таким образом, чтобы при расчете по формуле 1/R1+1/R2=1/R общ., получался резистор оптимального сопротивления. Так, например, вместо резистора габарита 1 Ком следует взять резистор 1,5 Ком, а резистор стоп сигнала будет 3 Ком. Только вот резистор габарита следует подключать через импульсный диод, а сигнал стоп подать не только на второй резистор, но и через диод ко второму резистору, сигнала габарита. При подключении соблюдайте полярность. Так если подано напряжение только через резистор габарита, яркость светодиода будет половинной, а когда подключить напряжение через резистор стоп, оно пойдет и на резистор габариты через диод. В ночное же время постоянное напряжение будет подаваться на резистор габарит, а сигнал стоп будет увеличивать яркость свечения светодиода.
Иногда автомобиль после установки светодиодов начинает ругаться, что у него сгорели лампочки габаритов и стоп-сигналов. Связано это с тем, что светодиоды потребляют энергии значительно ниже традиционных ламп накаливания. Это можно устранить, установив дополнительную нагрузку в виде керамического проволочного резистора номиналом 100 ом, в цепь включения лампочек, параллельно светодиодам. Резистор может значительно нагреваться, следует учесть для него вентиляцию. Мощность резистора следует подобрать более 5 Вт.
Я представил самые простые схемы включения и оставляю для вас задел для творчества. Советую только экспериментировать с недорогими светодиодами. Вы можете, например, подумать о щитке приборов. Хотя для него выпускаются недорогие производственные конструкции заменителей классических лампочек.
Перед выполнением работ ознакомьтесь с Отказом от ответственности.