Одним из инструментов тюнинга автомобиля является модернизация системы зажигания. Довольно эффективный и значимый для характеристик автомобиля метод.
Существуют несколько способов такой модернизации:
1. Дополнение штатной контактной системы зажигания (СЗ) блоком управления (Искра, Пульсар).
2. Применение бесконтактной СЗ.
3. Дополнение бесконтактной СЗ дополнительным блоком управления (Октан, Пульсар).
4. Установка микропроцессорной СЗ. Есть также экзотические варианты в виде 2-х катушечного бесконтактного и Михайловского зажигания.
Контактная СЗ (КСЗ)
На большинстве Жигулей и Москвичей, имеющих двигатель ВАЗ-2106, штатно устанавливается КСЗ. Внезапный отказ этой простой и надежной системы маловероятен, да и ремонт не занимает много времени. Основные недостатки КСЗ:
• Существенное ограничение напряжения (до 1,5 кВ) на вторичной обмотке катушки зажигания из-за того, что подача тока на ее первичную обмотку производится через контактную группу (КГ). Это ограничивает энергию искры
• Потребность системы в обслуживании: периодический контроль зазора в КГ, угла замкнутого состояния КГ, своевременная очистка контактов КГ, необходимость смазывать вал трамблера и кулачек распределителя.
• Низкая эффективность системы, вызванная дребезгом КГ при высоких оборотах двигателя.
Модернизация этой системы заключается в замене ее элементов более качественными и надежными импортными. Возможна замена крышки трамблера, бегунка, контактной группы, катушки. Систему также можно модернизировать, используя блок зажигания для КСЗ типа Пульсар. О преимуществах и недостатках Пульсаров речь будет идти ниже. Этим устраняется один из недостатков КСЗ: существенно поднимается мощность искры за счет того, что ток, формирующий высоковольтное напряжение, подается по мощным полупроводниковым силовым цепям Пульсара вместо КГ на первичную обмотку катушки зажигания. КГ, которая перестанет подгорать, придется чистить от окисления.
Бесконтактная СЗ (БСЗ).
Штатно БСЗ установлена на переднеприводных ВАЗах. Она также может устанавливаться на автомобиль, имеющий КСЗ. Подобная замена не требует дополнительных переделок. По сравнению с КСЗ, БСЗ имеет следующие преимущества:
• Подача тока на катушку зажигания производится через полупроводниковый коммутатор. Полученное в результате большое напряжение (до 10 кВ) обеспечивает большую энергию искры.
• Благодаря электромагнитному формирователю импульсов обеспечивается их стабильность и лучшая форма для всего диапазона оборотов двигателя. Оснащенный БСЗ двигатель имеет лучшую топливную экономичность и мощностные характеристики.
• Более низкая потребность в обслуживании сводится к смазыванию вала трамблера.
Основным недостатком БСЗ является ненадежность ее коммутаторов, обычно выходящих из строя через несколько тысяч км пробега. Вместо отечественных коммутаторов для БСЗ рекомендуется применять импортные. Из-за сложности системы затрудняются ее диагностика и ремонт. Модернизировать эту систему можно заменой ее элементов более качественными и надежными импортными. Возможна замена крышки трамблера, бегунка, датчика Холла, коммутатора, катушки. К тому же систему можно модернизировать, используя блок зажигания типа Октан или Пульсар для БСЗ.
Большим недостатком обеих систем является невозможность оптимальной установки угла опережения зажигания. Вращением трамблера устанавливается начальный угол опережения зажигания. После этого, зафиксировав жестко трамблер, угол будет соответствовать составу рабочей смеси, которая была на момент выставления этого угла. Изменение параметров топлива, температуры и давления воздуха будет менять параметры рабочей смеси. В результате выставленный начальный уровень зажигания не будет соответствовать новым параметрам смеси. Оптимальное сгорание рабочей смеси требует коррекцию угла опережения зажигания в процессе работы двигателя. Использование автоматических регуляторов угла опережения зажигания неэффективно из-за их нестабильной работы и сложной настройки. Недостатком КСЗ и БСЗ является также ограничение величины высоковольтного напряжения, подаваемого на свечи зажигания.
Микропроцессорная система зажигания (МПСЗ)
Большинство недостатков КСЗ и БСЗ отсутствуют в МПСЗ. Штатно система устанавливалась на некоторые М2141, оснащенные двигателем ВАЗ-2106. Изредка комплект установки МПСЗ на двигатель ВАЗ-2106 можно встретить в магазинах.
Существенное преимущество МПСЗ заключено в ее функции обеспечивать оптимальное управление зажиганием в зависимости от таких параметров, как частота вращения коленвала, давление во впускном трубопроводе, температура двигателя, положение дроссельной заслонки карбюратора. Отсутствие в системе механического распределителя дает ей возможность обеспечить высокую энергию искры. Недостаток МПСЗ заключен в ее низкой надежности, сложности диагностики и ремонта.
Невозможна модернизация МПСЗ из-за уникальности ее основных отечественных узлов. Оптимизация этой системы достигается прошивкой программного обеспечения под свой двигатель. Для двигателя ВАЗ-2106 задача подбора подходящей прошивки будет непростой в силу редкого применения МПСЗ для данного двигателя.
Блоки управления зажиганием Октан и Пульсар
Блок управления зажиганием Пульсар состоит из самого блока и его выносного пульта. По заявлениям изготовителей наиболее интересной из возможностей этих блоков является их функции «октан-коррекции» и «резервного режима». «Октан-коррекции» должна обеспечиваться корректировкой начального уровня опережения зажигания (УОЗ) с помощью пульта из салона автомобиля. На самом деле этим пультом регулируется запаздывание сигнала, поступающего с датчика положения коленвала (КГ для КСЗ или датчика Холла для БСЗ).
В Пульсаре практически никак не связано это запаздывание с оборотами двигателя. Таким образом, регулировка запаздывания не является вовсе регулировкой УОЗ. Поэтому вызывает большие сомнения польза такой «октан-коррекции». Возможно, исключением будут случаи использования бензина, имеющего разные октановые числа. Например, если УОЗ изначально был установлен на 95-ый бензин, то, заправив автомобиль 76-ым, можно из салона с помощью пульта убрать детонацию, не поднимая капот.
«Резервный режим», предназначенный для обеспечения работы двигателя в случае выхода из строя датчика положения коленвала, основан на применении простейшего генератора импульсов. В этом режиме фактически непрерывно генерируются кратковременные импульсы, обеспечивающие формирование множественных искр на той свече, на которую в данный момент повернут бегунок. Одним из этих импульсов с высокой степенью вероятности обеспечивается воспламенение смеси в соответствующем цилиндре. Очень сложно при этом говорить о даже минимальной стабильности работы двигателя.
Пульсары схемотехнически являются достаточно кустарной вариацией коммутаторов для БСЗ. Т.е. надеяться на их долговечность и нормальную надежность не стоит. Конструкция Пульсаров выполнена достаточно неудачно: громоздкий корпус с несколькими большими отверстиями снизу. Это способствует попаданию под корпус влаги и грязи. Ничем не защищенная плата внутри корпуса объясняет одну из причин низкой надежности и долговечности этого устройства.
Дальнейшее развитие Пульсара воплотилось в Силыч, имеющий с Пульсаром общие конструктивные корни. В отличие от Пульсара, Силыч имеет датчик детонации, предусматривающий обеспечение корректировки УОЗ. Однако, из-за того же принципа коррекции УОЗ, что используется и в Пульсаре, он практически не зависит от оборотов двигателя. Поэтому не следует рассчитывать на оптимальность корректировка УОЗ. Те же проблемы ненадежности и недолговечности присущи и Силычу. Изредка встречаются более надежные Силычи, содержащие импортные элементы в выходных цепях.
По моему мнению, самым оптимальным вариантом усовершенствования классической системы зажигания является установка БСЗ.
Изменение потребительских свойств автомобиля после замены классической системы зажигания на бесконтактную
БСЗ с датчиком Холла, оптимизируя процесс сгорания смеси в двигателе, позволяет обеспечить:
• Повышение динамических свойств автомобиля и мощности его двигателя на 5-7%;
• Уменьшение расхода топлива до 5%;
• Уменьшение выбросов в атмосферу вредных веществ до 20%;
• Стабильный запуск двигателя при отрицательных температурах и при повышенной влажности;
• Устойчивый процесс искрообразования при пониженном напряжении (до 6В);
• Сведение до минимума техобслуживания СЗ, отсутствие замены и периодической регулировки контактов;
• Стабильная работа двигателя на протяжении всей его эксплуатации.
Сравнительные параметры классической и бесконтактной систем зажигания
При замене классической СЗ на БСЗ изменяются следующие параметры:
• время нарастания вторичного заряда с 2 до 15 кВ уменьшается с 30 до 20 мкс;
• энергия искрового разряда увеличивается с 20 до 60 мДж;
• Длительность искрового разряда увеличивается с 1,5 до 2 мс
• Вторичное напряжение увеличивается с 26 до 29,5 кВ
Для установки БСЗ понадобится приобрести:
• трамблер классический для БСЗ (маркировка 38.3706);
• жгут - классический или от Нивы;
• коммутатор и катушку (маркировка 27.3705) от ВАЗ 2108/09
• свечи от ВАЗ 2108/09
Запаситесь дополнительными высоковольтными проводами (лучше силиконовыми) и клеммами, высоковольтные штатные или не очень хорошие провода следует заменить. Перед установкой жгута рекомендую разобрать все его разъемы и пропаять контакты, которые изначально просто обжаты. Для правильной установки БСЗ потребуется стробоскоп.
Из личного опыта: недавно ставил себе БСЗ с большой долей сомнения. Тянет отлично, нет детонации, разгонная динамика - превосходная. Особенно порадовало меня поведение машины на холостых и низких оборотах, да и машина начинает движение практически не прогретая. Так что, рекомендую всем.
Подробнее...