Наиболее простым способом увеличить моментные характеристики и мощность автомобильного мотора является увеличение объема двигателя. Применительно к двигателям ВАЗ-21083, а также ему подобным ВАЗ 2111 и 2112, использующим схожие блоки цилиндров, имеется несколько вариантов увеличения объема.
Один из них – расточка блока под поршень большего диаметра. Другой – замена имеющегося коленвала на другой, с большим радиусом кривошипа, что удлиняет рабочий ход поршня. Более затратным является второй способ, предполагающий замену коленчатого вала, приобретение специальных поршней и расточку блока под эти поршни. Интересно то, что для форсирования двигателя рост его объема – не всегда самое выгодное решение. Порой целесообразнее просто доработать головку блока (вплоть до перепрессовки и замены клапанов), с последующей установкой оптимального распределительного вала. При доработке ГБЦ нужно не забыть и про топливно-воздушную систему, с учетом проводимых корректировок.
Помимо головки блока цилиндров, немалое воздействие на характер работы мотора оказывает содержимое, а также «геометрия» ГБЦ. На фоне таких свойств, как весовые характеристики коленвалов, формы и типы поршней, особо выделяется соотношение длины шатуна и поршневого хода. Эта характеристика весьма существенно влияет на «дыхание» мотора. Англоязычное обозначение данного соотношения – R/S, по общепринятому мнению его оптимальным значением является 1,75. Данное утверждение справедливо для двигателей небольшого объема, в том числе ВАЗ-овских моторов. Каково же влияние превышения (уменьшения) соотношения R/S на показатели работы двигателя?
Большой R/S – обеспечивает лучшее сгорание топливной смеси за счет более высокого давления, оказываемого на поршень после прохождения верхней точки. Как следствие – хороший момент на высоких и средних оборотах. За счет длинного шатуна уменьшается трение между цилиндром и поршнем. Негативной стороной большого соотношения R/S является слабое наполнение цилиндров на низких частотах вращения коленвала по причине снижения интенсивности воздушного потока.
Малый R/S – обеспечивает неплохую скорость наполнения цилиндров на средних и низких частотах за счет увеличения поршневой скорости при движении от верхней мертвой точки. Высокая скорость топливовоздушной смеси делает ее однородной и способной к полному сгоранию. В сравнении с мотором, имеющим высокое соотношение R/S, меньшие требования к диаметрам каналов головки блока.
С другой стороны, малое соотношение R/S предполагает больший наклон шатуна. А значит, в горизонтальной плоскости поршень толкает большая сила. Что, в свою очередь, чревато:
1) Значительной нагрузкой на шатун, что может привести к его разрушению или обрыву нижней или верхней головки.
2) Увеличением нагрузки на внутренние стенки ГБЦ, поршни и кольца. Как результат – скорый износ стенок цилиндра и колец. Здесь сказывается смещение оси пальца супротив поршневой оси от значения угла наклона шатуна. Пагубное воздействие снижается при применении «кованых» поршней, имеющих смещенный палец.
3) Увеличением скорости поршня, а, значит, ростом силы трения и повышенным износом. Зависимость поршневого ускорения от длины шатуна весьма значительна.
По вполне обоснованным причинам, продукция АВТОВАЗа комплектуется моторами с шатуном 121 мм (обеспечивающим 83-му двигателю R/S = 1,7).
Имеющиеся на рынке «спортивные» виды шатунов длинной 129 и 132 мм предназначены для «тюнингаторов», использующих коленвалы большого радиуса. Стоит помнить, что «экстра ход» поршня можно компенсировать снижением его компрессионной высоты, либо наращиванием высоты блока цилиндров.
Подробнее...