Рассмотрим типичное сцепление. Ведомый диск закрепляется на первичном валу трансмиссии с помощью стальной шлицевой втулки, которая может быть как кованной, так и отлитой. С помощью демпферного механизма, поглощающего вибрации двигателя, к стальной шпонке крепится каркас сцепления, произведенный из штампованных стальных пластин, в свою очередь, соединенных металлическими заклепками.
Фрикционные накладки, прикрепленные к каркасу, признаны синхронизировать обороты коленчатого вала двигателя. На сегодняшний день, фрикционная композиция, пожалуй, самый распространенный материал (применяется в 95 % автомобилей).
Органические накладки неприхотливы и дешевы, поэтому столь широко применяются в серийных автомобилях, великолепно подходят для обычной эксплуатации при средних и малых нагрузках. Подобный тип накладок признан обеспечить плавное начало движения, т.е. мягкое включение сцепления, при этом он имеет низкую износостойкость и надежность. В случае, когда ресурс заводского сцепления для комфортного, семейного передвижения равняется приблизительно 60-160 000 .км, то при возникновении повышенных динамических нагрузок, накладки легко могут "рассыпаться", уже через 10 000 км. активной езды.
Как правило, если воспользоваться тюнингом двигателя, мощность и, соответственно, крутящий момент увеличится на 30% и даже более, от серийного, что повлечет за собой дополнительную расчетную нагрузку сцепления, которая просто начнет пробуксовывать и не передавать поток исходящей мощности от мотора к колесам. Напрашивается извечный вопрос: что же тогда делать (со сцеплением)? - Конечно же, менять на более современные тюнинговые детали.
Естественно, утверждать, что вся "органика" плохая, - глупо. Ведь каждый производитель применяет собственные материалы, свою технологию изготовления. Ведомые диски на одни и те же автомобили, но от разных производителей, скорее всего, будут существенно различны по показателям долговечности и мягкости включения.
Если двигатель форсирован, лучший вариант – заменить сцепление, чтобы оно смогло соответствовать новым возможностям двигателя, просто серийное сцепление уже не "держит". А если при слаломе или стрит-,драг-рейсинге - стартовать с места, то оно вообще станет одноразовым. «Придержав-передержав» сцепление, вы сразу же обнаружите, как запахнет горелым. К тому же, теплостойкость лучших органических накладок не способно превысить 2500С, а порой и 2000С, накладки неизбежно перегреваются и теряют свой коэффициент трения. Правда это не самое плохое, может быть еще хуже; они попросту растрескиваются и осыпаются.
Если, например, ведомый диск будет оснащен накладками, произведенными из материала FiberTuff, данный плачевный результат будет менее вероятен. В его составе находится керамический наполнитель, кевлар и углеродное волокно. Этот материал был разработан, в качестве прекрасной альтернативы органическим основам. По фрикционным качествам данные накладки очень схожи с органическими, но имеют повышенную четкостью включения сцепления. Показатели износостойкости и теплостойкости (до 400%) накладок FiberTuff, в 2-4 раза превышают показатели органических «собратьев». Ведомый диск с подобными моделями накладок превосходна подойдут тем, кто ездит днем на работу, а по ночам стартует в стрит-рейсинге.
Также фрикционные накладки изготавливают из кевларового волокна – это полимерный материал, который пришел в автомобилестроение прямиком из авиакосмической промышленности. К тому же, Кевлар широко применяется в изготовлении кузовов для суперкаров ( например, Ferrari Enzo) и бронежилетов.
Кевларовые сцепления имеют впечатляющую износостойкость, в 5-10 раз выше стойкости стирания органических накладок. Есть некоторые нюансы, при установке фрикционные накладки из кевларового волокна требуют грамотного монтажа, а после – весьма деликатной обкатки в течение порядка 10 0000 .километрового пробега. Что касается, показателей теплостойкости кевларовых накладок, то они выдерживают температуру до 3700С.
Эксплуатация сцепления при экстремальных условиях обусловила появление в авто дисков из металлокерамики. Металлокерамика встречается различная: чугунная, алюминиевая. Для подавляющего большинства выпускаемых сцеплений используют металлокерамические накладки, производящиеся на медной основе.
Ведомые диски сцепления с данными накладками будут иметь высокий коэффициент трения и с легкостью выдержат высокие температурные режимы (до 6000С). Единственным недостатком, подобных накладок, можно назвать - их "агрессивность" к сопряженным деталям. Они довольно быстро изнашивают поверхности трения прижимного диска корзины и маховика. Поэтому чаще всего они эксплуатируются на гоночных и спортивных автомобилях.
Пожалуй, наилучшим вариантом накладок можно назвать сцепления на базе углеродных композитов. Их главная особенность состоит в том, что ведомый и прижимной диски, плюс сопряженная поверхность маховика также выполнены из углерода. Подобный триумвират реализует идеальный коэффициент трения (коэффициент трения углерода по чугуну очень низок) и бескомпромиссную износостойкость. Данный механизм обладает высочайшим температурным пределом (25000С). А его долговечность раз в 5 выше "органики". Правда, и здесь не без недостатков, и, конечно же, это высокая стоимость углеродных сцеплений.
Ведомые диски встречаются с тремя, четырьмя, шестью, а также восьмью сегментами на накладке из металлокерамики – т.е. кнопками - с каждой из сторон.
Диски обладающие видом трехлучевой звезды с тремя кнопками применяют в ситуациях, когда может потребоваться передача максимальной мощности, с минимальным весом узла. Используется сугубо в спортивных автомобилях, так как очень резко включаются, зачастую с пробуксовкой ведущих колес, что в обыкновенных условиях - ни имеет никакой необходимости.
Четырехкнопочные диски в форме креста, работают более мягко, чем трехкнопочные и "живут" значительно больше.
Шестикнопочные диски - самые долговечные и плавные из тюнинговых дисков, рекомендованы они сугубо для раллийных и кольцевых авто. Бывают случаи когда выпускаются и для серийных машин.
Восьмисегментные накладки превосходны для использования на серийных автомобилях, у которых высокотемпературные качества и мощность сцепления, гораздо важнее плавности включения сцепления.
Ведомые диски сцепления могут быть двух типов. С устраняющей или смягчающей ударный момент пружинной втулкой (демпфером). Или Диски с жесткой втулкой , коорая применяется для гоночных автомобилей, где главное предпочтение: мощность, легкость, а также жесткость работы.
По конструкции сцепления также подразделяются на две категории: многодисквые и многодисковые. При этом для дисков, пружинок и втулок и пружинок в тюнинговых сцепления высококлассными разработчиками используются более качественные материалы и термообработка, что позволяет выдерживать высокую нагрузку ( в 2-8 раз выше заводской). Но стоит помнить : множество тюнинговых сцеплений - не что иное, как просто оригинальный каркас, с более качественными накладками.
Подробнее...