Собственно говоря, взлета как такового у Suzuki RE5 не было. Сверхпопулярной в 70-е годы оказалась идея реализованного в нем роторно-поршневого двигателя (РПД).
Когда Феликс Ванкель получал первый патент на изобретение РПД, эксперты поначалу не поверили, что такой чудо-агрегат может вообще работать.
Автору предложили предъявить рабочую модель, он ее неожиданно и предъявил. Мало того, что новый мотор был непривычной для глаза формы (внешне похож на металлический слиток), он и по принципу работы отличался от знакомого двигателя внутреннего сгорания. Имея в составе три основные детали – цилиндр, поршень, вал – РПД не использовал сложные преобразования поступательного движения во вращательное. Крутящий момент создавался вращением самого поршня.
Немецкая компания NCU, доработав проект необычного мотора, начала серийно выпускать автомобили с двигателем Ванкеля. В 1967 году модель Ro-80 получила титул лучшего автомобиля года. Казалось, сомнения развеяны, начался бум по закупу патентов на роторно-поршневой двигатель.
Купила патент и японская компания Suzuki, искавшая «изюминку» для нового мотоцикла. Японцы размахнулись широко, построили целый завод по производству РПД, получили дополнительно 12 патентов, усовершенствуя мотор, разработали оригинальную схему его ремонта. Дизайн поручили признанному мастеру Джорджетто Джуджаро. Представлять шедевр пригласили астронавта Эдгара Митчелла. Короче говоря, создали основательную и очень дорогостоящую платформу для триумфа будущей новинки.
В конце 1974 года мотоцикл Suzuki RE5, наконец, был представлен публике. Журналисты, тестировавшие его, в полном восторге отозвались о модели. Особенно понравилось:
• цилиндрическая форма заднего фонаря и переднего щитка приборов, закрытых плексигласовыми кожухами, открывающимися при включении зажигания;
• исключительная тяговитость двигателя;
• необычайная плавность движения;
• своеобразный звук;
• динамика разгона;
• удобство в управлении.
Все вроде бы учли японцы, не учли только консерватизма покупателей, которые жирным крестом перечеркнули надежды компании. Людям нравился мотоцикл, но тратить значительные суммы на эксперимент с неизвестным мотором, когда дешевле стоит привычный и родной двигатель внутреннего сгорания, они не стали. Предполагаемый триумф обернулся ошеломляющим крахом, едва не ставшим крахом самой компании Suzuki.
Продав за два года около 5 тысяч Suzuki RE5, корпорация спешно свернула производство и предпочла напрочь забыть об этом своем детище. Даже в музее компании, открытом в 2010 году, провальной модели места не нашлось. По слухам, чертежи и рабочие образцы мотоцикла были утоплены в море, чтобы подобные неудачи не повторились.
Сейчас Suzuki RE5 – коллекционная редкость. Мотоциклы оказались удивительно выносливы и долговечны, у них есть немало поклонников, объединенных в фан-клубы.
Подробнее...