Автоматическая коробка передач. Ее особенности в эксплуатации, обслуживании и ремонте.

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Уже давно началось деление автомобилей на «автоматы» и «ручки». Как и можно предположить, каждый счастливый обладатель «автомата» готов до хрипоты в голосе спорить и доказывать, как это удобно, круто и практично. В данной статье мы как раз и поговорим о том, какими знаниями стоит заполнить пробелы этим обладателям, чтобы добиться оптимальных эксплуатационных характеристик.

 

Также поднимем важные вопросы обслуживания и ремонта автоматических КПП. В дебри залезать, пожалуй, не станем, но зато тщательно ознакомимся с моментами, просто необходимыми каждому владельцу автомобиля с АКПП.
Итак, начнем с эксплуатации АКПП. Некоторые автолюбители (особенно это касается прекрасных дам) даже понятия не имеют, как пользоваться механической коробкой, особенно если они обучались вождению на АКПП. Однако несмотря на всю мнимую простоту АКПП, ее эксплуатация требует соблюдения некоторых особенностей, которые непременно должен знать каждый автолюбитель!
В поддержанном автомобиле, автоматическая трансмиссия практически всегда остается самым слабым звеном. Потому что этот элемент остается наиболее сложным и, как следствие, наименее надежным элементом автомобиля. Любой ремонт неисправности АКПП выливается в большие деньги и стоит больших усилий автомастерам. С другой стороны, если правильно за ней ухаживать, то она прослужит очень долго и не потревожит вас какими либо сбоями в работе.
О том, что обращение с автоматической коробкой подразумевает деликатного подхода, слышали, наверное, многие. Но что именно подразумевается под деликатным подходом, знают далеко не все хозяева «автоматов». Самое главное требование, которого следует придерживаться при эксплуатации автомата – не перегружать его, а соответственно и не перегревать в работе. Все беды автоматов связаны именно с их перегревом. При сильном нагреве эластичность сальников и прокладок улетучивается и в них появляется течь. Позже начинается деформация металлических частей, теряется их прочность. Весь этот букет со временем приводит к полному выходу из строя всей АКПП.
В то же время, крайне не рекомендуется начало движения автомобиля с холодным в коробке маслом. Для прогрева масла достаточно выполнить всего лишь несколько манипуляций – завести двигатель, выжать тормоз, и попереключать во все допустимые положения кулисы трансмиссии, от самого нижнего, до самого верхнего режима. При этом на каждом положении рычага постарайтесь задержаться на несколько секунд. Причем чем холоднее на улице, тем дольше рекомендуется задерживаться на каждом положении. Поверьте, эти манипуляции очень сильно вам помогут и с лихвой себя оправдают! Еще один важный совет – когда будете стоять в пробке, переключайте коробку в положение «нейтрал» и не держите ногу на тормозе. Это исключит лишний перегрев коробки, а посему и продлит эксплуатационный период.
Теперь немного об особенностях обслуживания. Обслуживание гидромеханических трансмиссий в основном, сводится к регулярной проверке уровня масла. Особенно важно делать это после пробега 50-60 тысяч км – на этой отметке необходимо заменить масло и масляные фильтры. Если речь идет о эксплуатации в тяжелых метеоусловиях, целесообразней всего будет сократить межсервисный интервал и менять масло после каждых 30-40 тысяч пробега. Низкий уровень рабочей жидкости для автомата считается одной из самых пренеприятных вещей. Поскольку принцип действия автомата основан на давлении масла, а пробуксовка способствует быстрому его перегреву. Первый признак низкого уровня масла – отчетливый звук гидротрансформатора, который в работе начинает давать существенные пробуксовки.
Впрочем, и превышать допустимый уровень также не рекомендуется – масло при нагреве начинает расширяться, от чего может произойти переполнение коробки и вспенивание масла. При таком сценарии масло быстро потеряет свои свойства, от чего агрегат может выйти из строя.
Здесь можно сделать главный вывод – заливать масло не торопясь и давать время на растекание масла и заполнения всех требуемых полостей. После заправки маслом рекомендуется проделать небольшую контрольную поездку 5-7 км, после которой вновь проверить уровень масла, после чего долить недостаток, либо слить излишек.
Следите за тем, чтобы цвет жидкости в коробке был прозрачным, и при этом чтобы сохранялся оригинальный запах. Если при очередной проверке щупа вы обнаружите, что цвет масла изменился (потемнел или помутнел), а также запахло жженым или даже горелым, то немедленно меняйте масло и фильтр.
Уровень масла в автоматах проверяется при помощи щупа-масломера, однако для выполнения этой операции необходимо соблюдать некоторые правила. Уровень масла может быть абсолютно разным, в зависимости от температуры воздуха. Поэтому практически все щупы оснащены несколькими метками. Теперь на них наносятся не только понятные автолюбителям min и max, но и «горячая» и «холодная» сторона с меткой hot и cold, которые показывают прогретость или охлажденность масла в коробке. Для точного определения уровня масла в автомате, автомобиль необходимо прогнать километров 7-10, после чего необходимо сделать остановку на ровной поверхности. При этом глушить двигатель не рекомендуется – достаточно поставить его на холостые обороты в положение «паркинг».
Жидкости для автоматических коробок, как правило, обозначаются ATF (Automatic Transmission Fluid). У ATF высокая текучесть, которая особенно ценится при низкой температуре. Но чтобы при нагретом состоянии коробки-автомата жидкость не стала слишком текучей, в нее добавляют разного рода присадки, проявляющие свои свойства только на высоких температурах. Более того, рабочая жидкость может иметь в своем составе модификаторы трения, антипенные, противоизносные и антиокислительные добавки. Учтите, что если вы попытаетесь заправить автомат не жидкостью ATF, это обернется для вас поломкой агрегата.
Еще одна важная особенность замены масла на автомате – отсутствие необходимости полного слива отработанной жидкости. Как правило, сливается 60-80 процентов масла. Это требуют конструктивные особенности коробок-автоматов. Поэтому полную замены можно осуществить только в 2-3 операции. Мы, конечно же не призываем вас проделывать столь объемные работы и нести такие расходы. Просто старайтесь не ездить до последнего и старайтесь использовать только сертифицированное масло.
Неисправности. Если водитель придерживается правильной эксплуатации АКПП, то этот агрегат показывает себя со стороны достаточно надежного узла автомобиля. Впрочем, рано или поздно из строя может выйти даже самый сверхнадежный узел и агрегат автомобиля. Поэтому автоматическая КПП, относящаяся к разряду самых деликатных агрегатов, требующих грамотного обращения, выйдет из строя в числе первых. Причем, как показывает практика, главной причиной неисправностей автоматов является неправильная их эксплуатация и разгильдяйское обслуживание.
При первом тревожном сигнале, а к нему можно отнести наличие сильных рывков при переключении, невключение какой-то передачи, обнаружение течи масла, мигание или постоянное свечение аварийного индикатора на приборной панели – необходимо незамедлительно отправиться в сервисный центр для установления причин дефекта. В большинстве случаев, устранить некоторые неисправности самостоятельно может любой мало-мальски подкованный автолюбитель. Например, он может самостоятельно справиться с устранением отдельной течи, заменить/долить масло или справиться с решением проблемы, когда АКПП начала время от времени самопроизвольное переключение из экономичного режима в спортивный и т. д. (возможно виновата не коробка, а попросту окислились контакты в переключателе). Нельзя исключать и сценария, при котором коробка вообще не имеет отношения к сбою. Для этого можно воспользоваться достаточно простыми тестами проверки работоспособности гидротрансформатора и коробки. Но этой теме можно посвятить отдельную статью.
Как правильно осуществлять буксировку или заводить автомобиль с толчка? Буксировка неисправных автомобилей с автоматом считается главной их опасностью. Существует мнение, что буксировать автоматы вообще недопустимо. Это утверждение имеет в себе смысл, но только отчасти. Действительно, в сравнении с обычной ручной коробкой, где внешнее воздействие приводит к кручению впустую только нескольких шестерен, в автоматической коробке, в силу ее конструктивных особенностей, неправильная энергия начинает расходоваться по полной! Отсюда коробка начинает перегреваться и попросту выходить из строя. Однако, по мнению многих специалистов, если буксировать автомобиль с АКПП на расстояние до 25 км придерживаясь скорости в 45-55 км/ч, то можно не причинить ему никакого вреда. Если же путь длиннее 25 километров, придется сделать остановку, отдохнуть часик-другой и только после полного остывания коробки продолжить путь. Кстати, буксировка полноприводных автоматов вообще не рекомендуется.
Если же вы планируете буксировать автомобиль с задним приводом, то будет достаточно снять карданный вал. Нет желания возиться? Тогда связывайтесь с машиной техпомощи, на которую можно загрузить автомобиль хотя бы частично. Если переднеприводный автомобиль – грузите передок, заднеприводный – грузите задок. Но если у машины постоянны привод, то вам все-таки придется закатить рукава, залезть под машину и снять карданный вал. Какую ось отключите, ту и оставляйте на земле. Либо настаивайте на полной погрузке автомобиля на эвакуатор. Поверьте – проделывание всех этих процедур все равно окупит себя, ведь ремонт автомата стоит дорого. Особая проблема – запуск двигателя с толкача. Вопреки всеобщему мнению, делать такое можно и на автомате. Хотя практиковать способ без крайней нужды все же не стоит. Машина разгоняется до 50 км/ч на нейтралке, после чего включается драйв. Разумеется, мы вам об этом не говорили. Лучше все-таки приобрести провода прикуривателя.
Эксплуатация коробки-автомата после ремонта. Разговор об эксплуатации автомата, побывавшего в ремонте я решил оставить на десерт. Даже не думайте о покупке такой трансмиссии взамен старой, вышедшей из строя, какую бы привлекательную цену на нее не предлагали. Как свидетельствуют опросы владельцев и специалистов, ремонтированная коробка не живет дольше 5-10 тысяч километров. Разбираться, почему так случается, и кто в этом виноват, мы не будем – просто констатируем факты. Что же делать? Один из лучших вариантов – покупка на разборке не перебиравшейся коробки. Если автомобиль достаточно свежий, то можете попробовать заказать доставку агрегата в Германии, Японии и т. д.
Если вы только думаете над приобретением автомобиля с пробегом на автомате, то очень внимательно осмотрите состояние всех соединений коробки с двигателем. Не лишним будет осмотреть все стыки на самой коробке. Если ее уже снимали, а тем более разбирали, то очень хорошо подумайте, нужна ли вам такая покупка.
Подведем итоги. Что-ж, я готов согласиться, что пользоваться автоматической коробкой и впрямь очень удобно, особенно если автомобиль покупается для города. Однако при всех его достоинствах, есть некоторые недостатки, главный из которых – практически полное отсутствие ремонтопригодности, да и расход топлива будет несколько завышенным. Однако при движении по трассе расход с лихвой компенсируется. Опять-же, мнения по этому поводу у всех расходятся. Да и не стоит забывать, что технологии развиваются, не стоят на месте, а мы – конечные обыватели, должны смотреть в будущее, а будущее – за автоматами на массовых автомобилях.

Более подробный материал на тему : Правильная Эксплуатация Автоматической коробки передач.

Похожий материал: АКПП Вариатор. Краткий обзор.