В последнее время многие зарубежные автомобили комплектуются так называемыми ксеноновыми фарами. Владелец практически любой марки и модели получил возможность оснастить своего железного друга приятным голубым светом.
Но тут возникает несколько вопросов. В чем заключается отличие ксеноновых ламп от привычных нам галогеновых? Что дает установка ксенона? Чем они лучше? Сколько они стоят? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.
С чего все начиналось.
Первые автомобили оснащали газовыми лампами, принцип действия которых основывался на использовании пропана. Их конструкция была очень простой – во время сгорания пропана в специальной стеклянной колбе излучался свет. В целом это прообраз обычного факела. Но прогресс не стоял на месте, и вскоре на смену газовым горелкам приходят известные нам электрические вакуумные лампы накаливания. Но служили такие лампы недолго, следовательно их эффективность желала лучшего. Требования к приборам освещения продолжают расти и тогда появляются газонаполненные и галогеновые лампы. Они потребляют меньше энергии и испускают более яркий свет.
На пороге XXI века появляется еще один вид автомобильных ламп, которые намного эффективнее галогеновых – ксеноновые. В настоящий момент ксеноновые лампы получили широкое распространение. И не далек тот день, когда в мире не найдется ни одного автомобиля с привычными галогеновыми лампами.
Как работает ксенон?
Ксеноновая лампа представляет из себя стеклянную колбу с закачанной в нее под большим давлением смесь инертных газов. В основе газов – ксенон и соли металлов. Колба также оснащена двумя электродами. Для того чтобы между ними разжечь дугу необходим высоковольтный импульс напряжения (порядка 25000 В), после чего работу лампы можно поддерживать при 85 В. Между электродами образуется дуговой разряд, который инициирует яркое свечение газовой смеси.
Вообще, для определения яркости лампы используется понятие цветовой температуры. К примеру, цветовая температура Солнца составляет 5000 К. У ксеноновой лампы этот показатель равен 4300 К, а у галогеновой всего 2800 К. Спектр свечения ксеноновой лампы ближе к спектру свечения Солнца, то есть его можно сравнить с дневным светом. Поэтому у цвета ксеноновых фар имеется слегка голубоватый оттенок, в то время, как у галогеновых – желтоватый.
Лучше видишь - спокойней едешь!
Основное преимущество ксеноновых фар в сравнении с галогеновыми заключается в более мощном освещении с сохранением низкого потребления энергии. Для обеспечения безопасности на дороге это свойство очень важное. Ведь чем отчетливее и дальше водитель видет дорогу – тем меньше риск попасть в ДТП. По спектру свет от ксеноновых ламп ближе к дневному. Поэтому водители могут лучше оценить ситуацию на дороге. Они лучше различают знаки, дорожную разметку и различные препятствия. Следовательно в запасе больше времени для реакции – самый важный фактор при движении ночью, когда организм человека находится в расслабленном состоянии.
Свет от ксеноновых ламп лучше проходит сквозь дождь и туман. Он всегда освещает дорогу, а не капли воды в воздухе. В таких условиях намного повышается видимость, если сравнивать с обычными галогенками. В отличие от света обычных ламп, свет ксенона не слепит водителя, так как обладает более высокой частотой, а значит лучше рассеивается.
Еще один плюс ксеноновых ламп заключается в их долговечности. В среднем ресурс таких светил составляет 3000 часов (в галогеновых лампах 500 часов). То есть, если использовать фары каждый день в году по 2 часа, то срок службы ксеноновых фар составит 3-4 года, в то время, как галогенок вам хватит на пол года.
У газоразрядных ламп на основе ксенона меньшая потребляемая мощность – 35 Вт (у галогеновых это 55 Вт и даже выше). При всем при этом, обычные лампы выдают силу света в 1550 люмен против 3000 люмен в ксеноновых. В результате получается, что если вы перейдете на использование ксеноновых ламп, то получите почти в 4 раза больше света.
Наверняка каждому водителю известно, как трудно оттирать грязь налипшую на фарах после длительной поездки. А происходит это по одной причине – лампа, а следовательно и стекло фар нагревается. Следовательно попавшая на стекло грязь подсушивается. Потребляя 35 Вт ксеноновые лампы только 10% энергии переводят в тепло, в то время, как галогеновые целых 35-40%. Поэтому стекло ксеноновых фар никогда не перегревается и не лопается при попадании на него воды. Будет легче также отмыть грязь.
Однако кроме этих преимуществ, есть у ксеноновых ламп и свои недостатки. Основной минус ксенона заключается в его цене. Обусловлено это необходимостью установки специального блока управления – балласта, который способен обеспечить подачу напряжения в 25000 В для розжига дуги в лампах и поддерживать напряжение 85 В с частотой в 300 Гц. Штатной системе электрооборудования не под силу обеспечить такие условия. Сам по себе балластный блок устройство дорогое, а следовательно – дорогое.
Да и сами по себе ксеноновые лампы в изготовлении намного дороже обычных. К тому же, специалисты рекомендуют менять их в паре, так как в процессе работы происходит изменение спектра лампы. Поэтому, если вы замените только вышедшую из строя лампу, то они будут светить по разному.
В Европе для установки ксеноновых ламп, в обязательном порядке придется еще установить омыватели фар и автоматический (не ручной) корректор угла установки фар. Это гарант того, что водители встречных автомобилей не будут ослепляться мощным световым потоком от вашего ксенонового света. Этот же фактор ограничивает распространение ксенона на обычных автомобилях. В скором времени такие условия планируется ввести и в России.
Мифы о "ксеноне".
Многие полагают, что установка ксеноновых ламп это всего лишь замены обычных ламп на ксенон. Это большое заблуждение. А все дело в том, что в таких лампах пучок света направлен иным образом, чем в галогеновых. Если поставить ксеноновые лампы в штатные отражатели, то распределение пучка будет происходит вразрез нормам ГОСТ Р 51709-2001.
Регулировка таких фар практически невозможна – они всегда будут слепить других водителей, да и дорога будет просматриваться не очень хорошо. Поэтому замена галогеновых лампа на ксеноновые предполагает замену фары в сборе.
Но самое популярное заблуждение – что якобы ксеноновый свет излучает очень много ультрафиолета, что очень плохо сказывается на зрении. На самом деле ультрафиолетовую часть излучения ксенона снижает стекло самой колбы (причем сильно), которое и выступает в качестве своеобразного фильтра.
Как и где установить?
И вы – хорошо разбирающийся в технике человек. Если вам в особенности хорошо знакомо электрооборудование автомобиля, то с установкой ксенона вы справитесь и самостоятельно. Для установки вам потребуется от 30 минут до нескольких часов (все зависит от модели автомобиля).
Если же вы не обладаете такими знаниями и навыками, или не уверены в своих силах, то лучше обратиться в автосервис, специализирующийся на таких работах. В любом случае, лучше сперва проконсультироваться с хорошим специалистом в этом деле, а уже потом принимать решение. Возможно он вам вообще не нужен.
Будь бдителен!
После того, как началась повальная мода на ксенон, многие недобросовестные производители электропродукции (Китай, Корея) воспользовались моментом и наводнили рынок псевдоксеноном. На самом деле они продают обычные галогеновые лампы, свет которых обладает голубоватым оттенком. На самом деле получается желтый свет вперемешку с синим, что никак нельзя сравнить со светом от ксеноновой лампы. У таких ламп, как рпавило, увеличенная мощность, что создает для генератора дополнительную нагрузку в процессе работы. Помните, что оригинальные ксеноновые лампы продаются только в комплекте с балластными блоками. Их цена несравнимо больше цены галогенок.
Некоторые недобросовестные производители для того чтобы скрыть дефекты ламп могут покрывать их напылением. Это покрытие превращает часть светового потока в тепло, что негативно сказывается на рабочем ресурсе лампы.
Конечно, ксенон не дешевое удовольствие. Но стоит только сесть за руль автомобиля с таким светом, и вы сразу ощутите все преимущества.
Подробнее...