Вечерние новости смотрит более менее регулярно почти каждый. Как часто в разделе «Информация от ГАИ» слышно об авариях, произошедших по причине уснувшего водителя. Эту проблему «человеческого фактора» отменить пока не удается никому из производителей автомобильной продукции. Однако, работа в этом направлении ведется напряженная.
К счастью, развитие систем контроля за полосой движения не стоит на месте.Современные автомобили обучены следить за дорогой и сигнализировать водителю, если он недостаточно внимателен. В обычных случаях железный конь подаст звуковой сигнал, заставит вибрировать руль или сиденье пилота. Такая «не ложная тревога» последует в том случае, если колесо наехало на линию разметки без включения сигнала поворота. Нужно ли пояснять, что такой «неустанный» самоконтроль лошадки поможет (и уже много раз помог!) привлечь внимание хозяина и избежать страшных последствий.
Легко ли потерять контроль за дорогой? Статистика отвечает, что это бывает весьма часто! Причиной тому зачастую становятся такие «безобидные» нюансы как, «игра» с магнитолой во время движения, стряхивание пепла сигареты, поспешный ответ на звонок мобильника (к слову, hands free – совсем не панацея!), отвлечение на капризы собственного чадо, сидящего сзади и Бог еще знает что! Эти «секундные» потери бдительности можно было бы считать «безобидными» вещами, если бы не то обстоятельство, что за секунду, идущий на скорости по трассе автомобиль преодолевает десятки метров. Отклонение руля всего на краткий миг выводит авто на встречную полосу или обочину.
Далеко не все электронные помощники одинаково талантливы и полезны. Проанализировав самые различные марки машин, оборудованных данной системой, можно сделать следующий вывод. Еще не садясь за руль, а только прочитывая инструкцию по эксплуатации, становится ясно, что функции у разных авто различны.
Так, существуют пассивные системы, которые лишь следят за дорогой и подают сигналы водителю, оставляя кардинальное решение за ним. Однако, есть и активные системы, которые способны вмешиваться в управление и поворачивать руль автоматически в границах текущей полосы движения. А вот электроника Mercedes еще и наделена правом использования тормозной системы (немцы есть немцы!). Так и не терпится воскликнуть: «Есть группа авто № 1, есть №2, а есть ПРОСТО МЕРСЕДЕС! И этим все сказано!».
Как работает система слежения за полосой движения?
Первый тип, появился раньше и в его функции входит лишь сигнализировать о покидании полосы движения. Второй тип современнее – это активная система, которая подруливая может вернуть автомобиль в положенную полосу и продолжать вести его движение в пределах этой зоны. Оба типа систем полагаются на видеокамеры и инфракрасные датчики, распознающие дорожную разметку. В активных системах электроника рассчитывает на какой угол необходимо довернуть руль (руль поворачивает мотор электроусилителя), чтобы автомобиль держался своей полосы движения. В любом варианте, вмешательство системы происходит только после подачи звукового сигнала. Система не вмешивается, если пересечение разметки сопровождается включением сигнала поворота.
Справедливости ради, необходимо отметить, что такое широко уполномоченное «самоуправление» может стать настолько же вредным, сколь и быть полезным. Спор по этому поводу не закрыт до сих пор. Если тезисно анализировать и излагать доводы сторон, то можно сказать следующее. Сторонники пассивной системы неустанно повторяют мысль о том, что лучшего компьютера, чем сам человек, пока не придумать! Предпочитающие же активную систему соглашаются с ними, но вежливо уточняют: «Человек – существо физически слабое. Задача прогресса в том и состоит, чтобы усовершенствовать устройства и защитить людей от их слабостей.»
Добавить к этому можно лишь утверждение о том, что истину, видимо, нужно как и всегда искать где-то посередине!