Рулевой.kz

  • Полный экран
  • Широкий экран
  • Узкий экран
  • Увеличенный шрифт
  • Стандартный шрифт
  • Уменьшенный шрифт



"Чайка"- автомобиль не для всех

"Чайка" - пожалуй у большей половины бывших граждан СССР возникнут ассоциации с автомобилем а не представительницей фауны, отдавшей имя этому благородному автомобилю. В середине пятидесятых годов возникла необходимость изготовления лимузина нового поколения, для обеспечения перевозок партийных лидеров, т.к. ГАЗ-12"ЗИМ" морально и технически устарел. В 1957г. на Горьковском автозаводе началась разработка лимузина нового поколения. Дизайнером проекта был Лев Еремеев. Задача перед конструкторами стояла не из легких, но, в конце концов, после всех доработок и согласований, проект лимузина был допущен к производству.
Первый, сверкающий хромом и краской, автомобиль Газ-13 «Чайка» торжественно выехал из ворот сборочного цеха 16 января 1959года. Началась новая эра автомобилестроения в СССР. В новом автомобиле были внедрены самые последние разработки автопрома, он стал своеобразным испытательным стендом, для всех инноваций. Новый автомобиль оснащался планетарной гидромеханической КПП, кондиционером воздуха (который, кстати, располагался в заднем багажном отсеке, и охлаждал преимущественно, задних пассажиров), электростеклоподъёмниками. Система зажигания имела дублирующую схему, а тормоза имели два контура и вакуумный усилитель. Так как автомобиль немало весил: около 3т, рулевое управление оснастили гидроусилителем. Весь кузов устанавливался на Х-образную раму, и крепился через резиновые подушки, для снижения вибрации и шума.
Большому лимузину был необходим мощный двигатель, поэтому на «Чайку» установили V-образную верхнеклапанную «восьмёрку», мощностью 195 л.с., с четырёхкамерным карбюратором. Оснащённый таким двигателем лимузин был способен разгоняться до 160км/ч, и расходовал 21литр топлива на 100км.
Имея такие незаурядные характеристики, этот автомобиль был обречён на государственную службу. В то, далёкое время, невозможно было даже представить, что бы он оказался в частных руках. Получая должность секретаря обкома или выше, человек получал и личного водителя с «Чайкой», в придачу. Это напрямую указывало на его положение в обществе. Случаи, когда лимузин дарили кому-нибудь, в личное пользование, можно пересчитать по пальцам. Для этого нужно было иметь поистине очень большие заслуги. И их, несомненно, имели такие люди как: Михаил Шолохов, Юрий Гагарин, Галина Уланова, Валентина Терешкова, которые получили ключи из рук Н.С.Хрущёва.
Но, время не стоит на месте, как не стоит и автопром, и в 1976 году была собрана новая модель «Чайки», с индексом: ГАЗ-14. Первый лимузин этой серии торжественно вручили Л.И.Брежневу в день его 70-летия. Но, несмотря на то, что ГАЗ-14 пошёл в серию в 1977 году, лимузин прошлой модели: ГАЗ-13, продолжали выпускать до 1981 года.
В новом воплощении «Чайка» получила и новый кузов, который, кроме внешнего отличия, имел ещё и удлинённую на 100мм базу. Изнутри была смонтирована перегородка между водителем и пассажирами, которая имела электроподъёмник. Много было и технических новшеств и доработок. Так, тормозная система была оборудована передними дисковыми тормозами и двухступенчатой системой усиления. Из электрооборудования добавился: обогрев заднего стекла, очиститель фар, центральная блокировка дверей, стерео приёмник с приставкой для проигрывания аудиокассет и дополнительным пультом управления в подлокотнике заднего сиденья. Вся аудиосистема была, исключительно, отечественного производства, и выпускалась на «Рижском радиозаводе».
Двигатель тоже претерпел изменения. Путём доработок мощность его была поднята до 220л.с. Клапана получили гидротолкатели, а система охлаждения - антифриз и замкнутый цикл работы.
Переднюю подвеску сделали рычажного типа, на пружинах, считая её более прогрессивной, по отношению к шкворневой подвеске. Задняя подвеска покоилась на эллиптических полурессорах.
…Много воды утекло с тех пор. Конечно, при желании, можно и сейчас найти «Чайку» в хорошем состоянии. Но она, по своей природе, была, и остаётся, машиной «не для всех». А несколько поколений советских людей до сих пор, с трепетом и благоговением относятся к этому автомобилю; восхищённо провожают его глазами. И он так и останется знаком высших привилегий в партийной иерархии.
Конец «Чайки» - банален: в 1989 году, по указанию М.С.Горбачёва, всё оборудование для её производства было уничтожено. Первый Президент СССР тогда был уверен, что в демократии нет места такому автомобилю. Но этот факт только преумножает ценность партийного лимузина, как исторического наследия Великой Державы!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

рекламный блок

Вы находитесь здесь: Автомобили История "Чайка"- автомобиль не для всех